Art Театр (Газета двух столиц) №2(2)
февраль 2002
Лев Рахлин: «Ужасно, но не безгрешен»
Спектакли, постановленные главным режиссером Мюзик-Холла Львом Рахлиным порой неоднозначны…»Только я пристроился… Только я пристроился… Только я пристроился сзади… Только я пристроился сзади… Только я пристроился сзади к этой… Только я пристроился сзади
к этой рыжей… Только я пристроился сзади к этой рыжей киске»,
— такой монолог слышат зрители в начале спектакля «Кыся» из уст главного героя Дмитрия Нагиева. Далее о том, что месяц март у котов длится никак не меньше года. И еще чуть-
чуть о добром отношении людей к животным и верностипоследних своим хозяевам. Итак, будем судить о спектакле по законам, придуманным актерами и режиссером.
— Меня иногда обвиняют в некотором популизме, признается Лев Рахлин. — В том, что я
якобы использую авторитет «звезд» и, быть может, выезжаю
за счет тех или иных тем.
— То есть идете на поводу у публики?
— Мне некогда об этом думать. К тому же моя роль в вечности меня не интересует.
— Что же кажется вам наиболее важным?
— Успех конкретного вечера. Вы посмотрите, какая разная публика: от юных фанаток Нагиева до
пожилых людей и интеллигенции смотрит ту же «Кысю». Кто-то ее, конечно, не принимает, зато по-
давляющее большинство получает колоссальное удовольствие и хороший запал адреналина.
— В общем, пустые залы вам не грозят?
— Я болезненно не люблю маленькие или пустые залы, а также камерные сцены Это связано
с моими амбициями и жанровымипристрастиям… Все началось с того, что в 1988 году я открыл
театр-студию «Народный дом» и выпустил спектакль «Событие»
по пьесе Набокова. В первый день показа я радовался аншлагу, во
второй, в третий недоумевал, почему в зале сидят 10 человек, а потом и того меньше. . Спектакль
снял через 5 дней. А вскоре, в ответ на свою неудачу, придумал другой. До сих пор он является
чемпионом проката.
— После провала, комплекса неполноценности не возникло?
— Если страх появляется, я нахожу в себе силу воли снять спектакль еще до его выхода…
— По поводу комплексов: как вам работалось и работается в одном театре вместе с
отцом?
— В ранней юности на меня сильно давил его авторитет. Сейчас я самостоятелен и у меня уже нет необходимости самоутверждаться… Появились собственные критерии и мнения… К примеру, я не люблю скучный театр… Театр — это игра и удовольствие, поэтому нельзя превращать его в вопрос жизни и смерти. Это же не руки хирурга, спасающие людей!
— Ваш прагматизм очень сильно попадает под определение «театральный кризис»!
— Фразу «театр переживает кризис» я СЛЬШУ с юности. Даже изучив историю театра можно
увидеть, что каждый год идет под эгидой этого лозунга. Думаю, театр переживает нечто противопо-
ложное, а именно.огромный бум. Не будем говорить сейчас о стране в целом. Возьмем наиболее
главные города — Москву и Петербург. Такого разнообразия постановок не знают сегодня ни
Париж, ни Лондон. Москва, безусловно, театральная мерка мира. Естественно. в Москве больше театров, больше ведущих актеров, в том числе к петербургских. Но и у нас достаточное количество ве-
ликолепных спектаклей.
Недавно я посмотрел замечательный российс-
кий, по-настоящему петербургский спектакль Пази «Маленькая девочка». Так что, если и есть
у нас в театре кризис, так он относится в первую очередь к театральной критике.
— Которую вы не любите?
— Зритель всегда относился ко мне лучше, чем критика. Критики видят то, что хотят видеть
только они.
— Может быть, у вас нет черт, которыми должен обладать хороший ре
жиссер!?
— Режиссура — это одна из немногих профессий в мире. где оптимизм запрограммирован ге-
нетически. Надо верить в удачу и ждать ее, стараться избегать ставить не те пьесы.
— Выходит, случай с Нагиевым — ваш вариант?
— Все зависит от жанра спектакля. Так, сотрудничая с Дмитрием Нагиевым, я стараюсь использовать все, что может предложить мне его фантазия.
— А как насчет употребления нецензурной лексики?
— Ужасно, но не безгрешен. Главное — не унижать! Правда, унизить иногда можно самыми
обычными словами. Я позволяю себе что-то, если чувствую, что меня понимают и прощают как
«больного ребенка», делающего глупости
— Может быть, подобным образом вы ищете умного актера?
— Очень обманчивое предположение. Даже молодые люди, совсем недавно поступившие
театральный институт часто оказываются неплохими актерам, обладающими солидным жизненым опытом, который вроде бы взять то им неоткуда. Однако многие замечательные артисты были глупыми.
— А как же театральные институты?
— Они нужны чтобы не допустить в театр любителей.
— В таком случае, как профессионал, чем вы собираетесь удивить в будущем?
— …Премьерой антрепризы по новеллам Бокаччо. В ней выступит вся моя команда актеров.
Дмитрий Нагиев сыграет там 6 ролей. Ну а в Мюзик-Холле планируется новый мюзикл «Яблочная леди».
Добавить комментарий