• Главная
  • Биография
  • Новости
  • Пресса
  • Фото
  • Видео
  • Статьи
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Нагиев.Ру
  • Сериал «Физрук»
  • Сериал «Кухня»
  • Большие гонки
  • Голос
  • Контакты
Главная Не мешайте Каменской

Не мешайте Каменской

смотреть Сериал Физрук с Дмитрием Нагиевым на ТНТ

Литературная газета (Москва) , N027
5.7.2000
НЕ МЕШАЙТЕ КАМЕНСКОЙ.
Сыщики по выходным
Несколько лет назад, когда литературная Настя Каменская стремительно набирала
популярность, один поклонник детективов сказал мне, что сыграть в кино героиню Александры
Марининой, наверное, так же трудно, как д’Артаньяна — ведь персонаж, завоевавший всенародную
любовь, у каждого читателя свой, и попасть «в яблочко» очень трудно.
Пожалуй, пора признать это суждение ошибочным. Сериал «Каменская» в постановке Юрия Мороза
побил все рекорды телерейтингов, затмив даже «Кукол» и Доренко, а актерская работа Елены
Яковлевой, и в самом деле вполне достойная, похоже, пришлась зрителю по сердцу — Каменская
Яковлевой быстро становится столь же популярной, как и Каменская Марининой. В чем секрет обаяния
этого сериала, которому зритель, судя по рейтингам, явно отдает предпочтение? Почему именно эта
хрупкая, даже нескладная молодая женщина в очках, угловатая, ничуть не отличающаяся внешне от
тысяч похожих москвичек, но проявляющая редкий ум и недюжинную смелость в распутывании страшных
преступлений, и ее друзья-милиционеры оказались такими привлекательными?
Литературный сериал Марининой выгодно выделялся из бесконечного потока плохих и очень
плохих детективных романов, которыми завален книжный рынок. Маринина словно примеряла роль
серьезного летописца бурных девяностых с их бесчисленными человеческими драмами, порожденными
повсеместной ломкой привычного уклада жизни всего общества, снизу доверху, от мелких служащих до
стремительно богатеющей элиты. Тут поистине простор для «бальзаковских» тем: тернистый, опасный
и преступный путь к богатству; преступления, виртуозно придуманные мошенниками; отчаявшаяся и
беззащитная бедность и процветающие богачи, скрывающие прошлые грехи, — словом, человеческая
комедия, вырастающая из маленьких трагедий. Да, это и есть та золотая жила, разрабатывая которую
писатель может нащупать точку пересечения авантюрной «развлекухи» и социальной аналитики и
достучаться до каждого сердца, ведь теперь над всей кровавой мельтешней, о которой каждый из нас
читает в газетах, царит выходящая из густой пены разнокалиберного детективного чтива героиня
Александры Марининой, такая узнаваемая и понятная. Александра Маринина рассказывает нескончаемую
страшную сказку современной жизни, микшируя ее полузабытой в постсоветские времена темой
красивых производственных и человеческих отношений.
Создатели сериала выбрали иной путь. Он попроще, но также математически рассчитан на
массовый успех. Сюжет не слишком важен, он всего лишь костяк — не случайно из фильмов исчезли
многие линии, важные в романах Марининой. Телевизионная «Каменская» обращается не столько к
любителям «саспенса» или детективных загадок, сколько просто к желающим развлечься. И, по-моему,
в этом один из секретов успеха телесериала: авторы по принципу старого доброго коммерческого
кино дают зрителю возможность испытать напряжение и разрядку, находя точное соотношение смешного
и ужасного, комического и трагического.
Обросшие своими бытовыми историями, усталые милиционеры Марининой превратились в трех
по-цирковому масочных героев: старый честный мент, напоминающий пародийного дядю-постового
(Сергей Никоненко), рыжий клоун, за агрессивной грубостью которого открываются бесшабашность и
своеобразное обаяние (Сергей Гармаш), и, наконец, утонченный белый клоун — мент-интеллигент с
косичкой (да где ж вы видели мента с косичкой? — Дмитрий Нагиев сыграл так, что можно поверить:
бывают и такие). Бесспорное, хотя и подспудное присутствие цирковой стихии отличает «Каменскую»
от некогда всенародно любимых «Знатоков». Те тоже были рыцарями без страха и упрека, но ушел из
жизни сам архетип: широкоплечего и немногословного «ловца преступных душ» сменил живой и
рефлексирующий «человек толпы», а «строгую, но добрую» женщину в погонах — угловатая «девушка с
характером». На дворе иное тысячелетие, о чем авторы сериала напоминают зрителю тоже в
комическом ключе: вместо традиционного для советских триллеров портрета Дзержинского в кабинете
милицейского начальника висит фотография Эйнштейна, показывающего язык. Борьбу с преступностью
ведут не идеологически выдержанные супермены с каменными подбородками и пронзительными
взглядами, а «люди толпы». Зрителю легко идентифицироваться с ними, а значит, воспринимать даже
самый неправдоподобный сюжетный поворот как жизненный.
В использовании трагических красок удачи тоже есть. Например, в серии «Убийца поневоле»,
рассказывающей историю генерала — мстителя за своего десятилетнего сына, убитого четырьмя
подонками. Убийцы еще несовершеннолетние, их нельзя наказать — так обезумевшему отцу объясняет
служитель Фемиды. Но волей режиссера на нем — перфорационные очки, и эта бытовая деталь
срабатывает как жутковатая метафора бесчеловечной слепоты объективного «правосудия для всех». А
вот сам генерал сыгран как-то равнодушно, холодновато. О напряженном внутреннем драматизме этого
характера зритель скорее догадывается, нежели считывает с экрана. Тут и драматургии маловато, и
актерская работа не слишком удачна.
А последнюю серию — «Не мешайте палачу» — я никак не могу назвать удачей Елены Яковлевой.
…Офицер госбезопасности, когда-то зомбировавший людей, делая из них послушных убийц, теперь
убивает всех своих «детей», пытаясь остановить посеянное им зло. Настя Каменская успевает и
понять эту трагическую фигуру, и по-своему симпатизирует ему. Получив возможность изолировать
офицера-убийцу, она отпускает его и уходит из МУРа — ведь она нарушила присягу… Драматургия
этой серии наконец-то делает трагическую фигуру из самой Насти Каменской, давая актрисе
возможность показать драматизм внутренней борьбы, сомнение в эффективности правосудия, боль
утраченных иллюзий… Увы, ничего этого нет. Елена Яковлева играет в этой серии ту же
акварельную «девушку с характером», причем на фоне великолепной, как всегда, актерской работы
Валерия Приемыхова впервые ясно выступает статичность характера Каменской.
Впрочем, не стоит слишком уж привередничать. Как и относиться к «сериалу по выходным» не в
меру серьезно. Что ни говори, а «Каменская» сериал с добротными актерскими работами и
режиссурой, отмеченной вкусом, юмором и фантазией…

Дмитрий САВОСИН

Июл 5, 2000Дмитрий Нагиев
смотреть Сериал Кухня с Дмитрием Нагиевым на СТС
Дмитрий Нагиев: "В моей жизни была вереница женщин"Диагноз "отсутствие мозгов"
См. также
 
Новые подробности о втором сезоне «Физрука»
 
Путь к сердцу Нагиева лежит через сердце Нагиева

Добавить комментарий Отменить ответ

22 г. назад Пресса134
Это интересно!
Дмитрий Нагиев не летал в Киев
7 г. назад
24,476 просмотров
иранские корни Нагиева
Иранские корни Дмитрия Нагиева
15 г. назад
22,265 просмотров
Сын Дмитрия Нагиева помолвлен и вышел в свет с невестой
9 г. назад
11,776 просмотров
Сериал «Физрук»: настоящий ли шрам у Дмитрия Нагиева?
7 г. назад
8,516 просмотров
Дмитрий Нагиев отчитал современных девушек
7 г. назад
8,386 просмотров
2000 - 2014 © Первый официальный сайт Дмитрия Нагиева в Рунете, созданный в далеком 2000-м году.