Росбалт, 03/12/2001
В Петербурге есть шоу-бизнес???
«Теперь есть документ, подтверждающий, что в Петербурге есть шоу-бизнес» — с такими словами получал свою награду на вручении премии «Мастер-ключ» Григорий Баскин — народный артист России, известный ведущий, шоумен и конферансье. А награды он удостоен «за особый вклад в развитие петербургского шоу-бизнеса». Оспаривать реальные заслуги Григория Ефимовича в деле этого самого «развития» не будем, а на тему шоу-бизнеса поразмышлять себе позволим.
«Мастер-ключ» — профессиональная награда для петербургских журналистов и средств масс-медиа, освещающих музыкальную жизнь (главным образом, в части популярной музыки). А что скрыто за этим пафосным названием? Своеобразный «междусобойчик» журналистской тусовки Петербурга, где всегда «элитное» теле- и радиотоварищество держится особнячком от пишущей братии, где все перемещаются с одной должности на другую, меняя газеты, журналы, радиостанции или себя самих в них, где кумиры и лидеры не меняются годами или появляются-исчезают в одночасье. И вся эта веселая и по-своему достойная компания (всего более сотни человек) один раз в год заполняет специальные анкеты, чтобы кого-то из своих коллег назвать лучшим. Это и есть «Мастер-ключ».
Безусловно, среди питерских масс-медиа замечены непревзойденные звезды и настоящие лидеры рынка. Наверное, заслуженно Дмитрий Нагиев уже четвертый год — «лучший телеведущий» Петербурга, а его программа «Телекомпакт» — «лучшая» в своей номинации. Но невозможно избавится от мысли: это не Нагиев и его программа такие замечательные и не Сергей Черных (режиссер ТРК «Петербург») гениальный продюсер, а просто нет никого больше! Ужасно: Дмитрию Нагиеву в Петербурге нет конкурентов. И еще страшнее, что признают это не зрители и юные поклонницы, а коллеги по цеху, профессионалы от музыкальной журналистики.
Единственно, кто смог составить ему конкуренцию за последнее время — Наташа Маркова (его же — Нагиева — бывшая коллега по работе на радио «Модерн»). Надо заметить, почивший в бозе «Модерн» был крайне плодовит на «звезд»: из его эфирной студии вышли, помимо Нагиева, Сергей Рост, Алла Давлатова, Алиса Шер, Геннадий Бачинский («Мастер-ключ» «лучшему радио-ведущему» по итогам 2000 г.) и многие другие. А упомянутая Н. Маркова успевает сегодня вести и «Питерскую двадцатку» на «ТРК Петербург» и читать новости в эфире радио «Максимум» (за что и получила три «Мастер-ключа» в соответствующих номинациях).
Само же радио «Модерн» за счет своих гениальных ведущих не выжило — было куплено «с потрохами» (то есть со всей эфирной спутниковой сетью в городах России) московским «Нашим радио» (2-е место в номинации «Дебют года»). Аналогичная история — с «умершим» радио «Петербург-Ностальжи». И оно оказалось в хищных лапах московских воротил шоу-бизнеса. На частоте 105.3 FM уже 2 месяца звучит столичное «Love-radio» (или его петербургский аналог), а все ниточки тянутся к продюсерскому центру композитора Игоря Крутого. Обилие событий в петербургском FM-диапазоне отразилось в номинации «Дебют года»: все призы достались именно радиостанциям, из них только радио «Studio» — действительно «made in Saint-Petersburg».
Третий год подряд лучшей радиостанцией, по мнению профессиональных журналистов, становится «Европа+»… Наши поздравления г-ну Полесицкому. О популярности радиостанций говорят и спорят ох как много. Массовая и наиболее «нейтральная» «Европа +» все равно не дотянет свою аудиторию до тех объемов, которые есть, скажем, у двух питерских «Шансонов», если их слушателей объединить. Популярность жанра «шансон по-русски» растет день ото дня. К слову, в Москве за год открылось уже 3 радиостанции аналогичного формата. Но Петербург был первым, кто пустил в эфир «Мурку» и «Гоп-стоп».
Говоря о радио, нельзя не вспомнить о ведущих, ди-джеях — лице и голосе любого эфира. Здесь всегда лидировал «Модерн», несмотря на, прямо скажем, невысокий в последние годы рейтинг. На сей раз лучшими из лучших стали Катя Киян и Роман Трахтенберг («Европа+»), Даниил Шувалов («Радио Балтика») и Олег Алмазов («Эльдорадио»). Трахтенберг — «Рыжий черт», прославившийся работой в клубе «Хали-Гали», за год добился известности в качестве радиоведущего, в чьи обязанности входит травить старые анекдоты и плоско шутить в петербургском эфире «Европы+». Да, вероятно, массовая радиостанция и должна «разгружать мозги», веселя и развлекая, но все же…
Получается, что во всем Петербурге шутить умеет один «роман без конца» Трахтенберг, предпочитающий, по его же словам, «фаллический символ символическому фаллосу»? Вот еще из «трахтенберговского»: «гляжусь в тебя, как в зеркало, до семяизвержения…», «есть только миг между прошлой и будущей…», «все женщины стремятся в красную книгу — в паспорт…» Остроумно? О вкусах не спорят. Но именно таков юмор «лучшего радиоведущего» культурной столицы России.
Остается добавить, что за всю «ключную» церемонию шутки Трахтенберга оказались чуть ли не единственными. Вот лишь небольшая деталь: Александр Потехин, обычно в костюме и при галстуке, раздающий налево и направо интервью и «передающий приветы от администрации города», на сей раз, в скромном сером свитере, лишь однажды поднялся на сцену вручить награду Сергею Черных. А представили Потехина «одноклассником Вадима Карева» (программный директор канала «Мелодия» и ведущий церемонии) — это, согласитесь, юмор уже другого уровня.
С печатными СМИ в Петербурге тоже все несладко, но при этом гладко. Журнал «Fuzz», в четвертый раз получивший награду, остается лучшим музыкальным журналом города. Главный редактор журнала — Александр Долгов — каждый год призывает коллег составить ему конкуренцию. Пока что смогли это сделать лишь «Активист» и «СПб Собака ru». А слабо назвать хотя бы еще пару-тройку достойных изданий, посвященных музыке и выпускаемых действительно в Петербурге? Все, что придет на ум, я уверена — московское!
С газетами — аналогичная ситуация. Назвать издания, в чистом виде «музыкальные» — невозможно. Вспомнится снова российско-зарубежный «Активист», который сам-то до сих пор не определился — газета он или журнал. А в остальном «лучшие в северной столице газеты» — это «Новости Петербурга», «Петербург-Экспресс» и «Pulse». Уточняю: лучшие среди газет, пишущих о музыке и шоу-бизнесе, где легкий налёт «желтизны» только приветствуется. И лучшие журналисты: Дмитрий Жвания («Комсомольская правда»), Николай Пешков («Новости Петербурга») и Катя Бокучава («СПб Собака ru»).
Заработали они свое имя не на статьях об Альберте Асадулине или Марине Капуро (при всем моем личном к ним уважении), а на интервью московских «звезд», «звездочек» и «звездунов», да на зарубежных гастролерах. Сергей Рогожин на церемонии попросил журналистов больше писать о петербургских артистах, о тех, кто остался верен «северной столице», о тех, кто продолжает жить в городе, который не дает возможности заработать. Хочется добавить: и о тех, кто не сумел «извернуться» и попасть в московскую тусовку, кому не повезло с продюсером, или оказавшихся «не по формату» на радио.
Спрос рождает предложение? Да, пожалуй, и в этом случае экономический закон верен. Одна только кучка «Блестящих» своими скандалами, разводами, беременностями и сольными карьерами дает больше материала для прессы, чем Капуро, Рогожин, Асадулин, Хиль и Пьеха вместе взятые. Увы! А кто еще «петербургский артист»? Или «петербургский» подразумевает — «некоммерческий»? Ведь практически все, кто сейчас более или менее на слуху, кто проявил себя и, как говорят, «попал в струю» — уехали работать в Москву. А газетный заголовок типа «Королева беременна не от Николаева» будет заведомо пользоваться большим спросом, чем «У Сергея Рогожина вышел новый альбом».
Итог получился невеселый: в Петербурге есть только один журнал «Fuzz», есть только одна программа «Телекомпакт» и на всех нас — один Трахтенберг и один Нагиев. О прочих награжденных по итогам 2001 года, по мнению жюри премии «Мастер-ключ» — читайте в новостях «Росбалта» (см. ниже).
А у меня вопрос остался: есть ли в Петербурге шоу-бизнес?
Екатерина Резанова. ИА «Росбалт»
Добавить комментарий